МКОУ Гаврильская СОШ Официальный сайт школы

20:16
Подвиг экипажа

Вопреки грифу «секретно».

Подвиг экипажа.

Атлантический океан, Бискайский залив. Атомная торпедная подводная лодка проекта 627А "Кит" К-8; разработчик - СКБ-143 (КБ "Малахит"); командир - капитан второго ранга Всеволод Бессонов, погибла 12 апреля 1970 года. Сегодня пришло время рассказать о том, как это было. В наши дни, благодаря свидетельствам оставшихся в живых моряков очевидцев и неравнодушных людей поисковиков, стало возможным восстановить историю подвига экипажа.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка  уже следовала в обратном направлении, когда поступил приказ о необходимости  её участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых были задействованы силы всех флотов СССР. К-8 была направлена в район Северной Атлантики.

Вечером,  8 апреля 1970 года, на пути следования к району учений, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии К-8 с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту  АПЛ. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Почти одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке,из-за короткого замыкания силовыхэлектрокабелей. В 7 отсеке загорелась регенерация.В этом же 7 отсеке был вход в пульт управления реактором, куда немедленно  прибыл, по сигналу аварийной тревоги, весь состав самой опытной первой смены главной энергетической установки  АПЛ: инженер-капитан 3-го ранга В. Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А. С. Чудинов,  и старшие инженер-лейтенанты Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибаяв самом начале трагедии, они успели заглушить ядерные реакторы.  «Прощайте, не поминайте лихом»- услышали их последние слова в соседнем отсеке, где еще на тот момент сохранялась связь с ГЭУ. Лодка совершила аварийное всплытие и вскоре закачалась на волнах.Через несколько минут вышла из строя силовая электросеть. Отказали системы связи, и командир подлодки не смог сообщить об аварии. Далее огонь стал распространяться по воздуховодам, и фактически все пять из девяти отсеков, с 3 по 7,попали в опасную зону. В  горевших отсеках погибли 14 подводников. Из носовых отсеков люди смогли выйти на верхнюю палубу. Срочно создавались спасательные команды, подводники, рискуя жизнью, спускались в отсеки, выводя ослабевших людей.

Много моряков скопилось,в том числе, в восьмом отсеке.  Туда успели выскочить несколько человек из седьмого.  Из-за срочного аварийного всплытия заклинило выходной люк восьмого отсека  и люди оказались  надолго заперты там, внизу.В восьмой из седьмого отсека уже вовсю валил дым и угарный газ, переборка между ними раскалилась. Концентрация  угарного газа в отсеке вскоре стала  уже смертельной. Старший матрос  А. Кульш в момент аварийной тревоги был  в 9 отсеке и мог бы оттуда не выходить, и остаться в живых, но вышел, и стал помогать  другим морякам надевать  дыхательные аппараты. В восьмом был и камбуз, и лазарет, где лежал недавно прооперированный старшина 1 статьи Ю. Ильченко.  Корабельный врач,  капитан медицинской службы А.М. Соловей, верный клятве Гиппократа, надел свой ИДА на больного старшину и тем самым спас его, пожертвовав собой. Дыхательных аппаратов  хватило не всем, да и запас воздуха в нем расчитан был часа на 2,5, а времени прошло гораздо больше, пока вышедшие на палубу не сумели открыть люк снаружи помощью лома.  После вскрытия люка  спасательная команда  вынесла  отравленных угарным газом на верхнюю палубу, и, хотя товарищи пытались спасать вынесенных, число погибших стало стремительно расти. Живых из 8 отсека осталось всего четверо. К утру 9 апреля экипаж потерял ещё 16 человек из восьмого отсека, получивших смертельные отравления. В их число попали и два кока - Комков Н, и Инамуков Б., и корабельный врач Соловей А., и командир 8 отсека Ясько Н.

В 9 отсеке в первые сутки никто не погиб. Там на 19 человек было всего четыре дыхательных аппарата. Уже и туда стал проникать дым и угарный газ. Люди стали терять сознание. В темноте, в неведении, что творится на лодке, подводники не теряли присутствия духа, сумели  принять правильное решение перезарядить регенерацию, и она очистила воздух от дыма. Вышли наверх все, и сразу же включились в борьбу за спасение корабля. В кормовые отсеки больше нельзя было входить, из-за загазованности они были покинуты.

Из-за прогоревших сальников в 7 отсеке в прочный корпус  стала заливаться вода, субмарина постепенно  начала терять остойчивость. После аварийного всплытия подлодка держалась на плаву несколько дней, с 8 по 12 апреля, несмотря ни на что.

Экипаж ютился на палубе и в первых двух отсеках. На следующий день заметили на горизонте корабль.  Ракетницей был дан сигнал. Но канадское судно « Clyvdeore» нарушило все законы морского братства и международной конвенции, заметив терпящую бедствие подлодку и бросив ее на произвол судьбы. Зато вскоре появились самолеты НАТО, которые фотографировали субмарину. Погода начала портиться. К счастью, болгарский транспорт «Авиор» (порт приписки Варна), проходящий невдалеке, пришел на помощь советским морякам, сообщил об аварии через Варну,  и взял на борт  часть команды. Капитаном на «Авиоре» был Смирнов Рэм Германович, выпускник ЛВИМУ им. адмирала Макарова, теперь Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова, что облегчило общение и вселило уверенность, что болгарские братья  не бросят в беде.

Экипаж до конца боролся за живучесть лодки. Пока не был использован весь запас воздуха высокого давления, продувались кормовые цистерны главного балласта   для выравнивания дифферента и поддержания плавучести.  Когда воздух высокого давления иссяк,  пополнить ег о запасы было невозможно.

К концу третьих суток с начала  аварии к АПЛ К-8 прибыли советские суда. Всеволод Бессонов получил от командования указание любой ценой бороться за спасение лодки. Темнота и разыгравшийся шторм не позволили взять её на буксир.Уже и в двух носовых отсеках из-за загазованности нельзя было находиться. Все стояли в ограждении рубки.К вечеру 11 апреля еще часть экипажа была эвакуирована на подошедшие суда.Старшина 1 статьи Л. Чекмарев  заменил собой друга и земляка старшего матроса Б. Кириченко. Просто потому, что были они земляками, друзьями и у Бориса был маленький сын. В числе последних остался и старший матрос Мищенко Виктор, уроженец Украины, который заменил оказавшегося перед самым походом в госпитале на берегу А. Чернова. С риском для жизни уходили моряки на шлюпках, где от шквала воды глохли моторы, волны захлестывали и наполняли шлюпки до краев водой.  Спасатели с «Касимова» подстраховывали, закрывали своим бортом от волн, и уже в темноте смогли все-таки поднять шлюпки на борт.

В последней команде в составе 22 человек были командир ПЛ,офицеры и самые опытные матросы всех подразделений. Они все остались верны присяге, надеясь утром  продолжить попытки завести буксировочные концы и привести подлодку домой.   Был в числе последней команды и старший матрос,моторист Николай Бурцев.  После похода он должен был демобилизоваться,  отслужил свои три года. Никто не ожидал, что лодка пойдет на дно. Всё тогда было впервые. Шторм ускорил развязку. На рассвете 12 апреля  АПЛ К-8 затонула в результате потери продольной остойчивости  на глубине 4680 метроввместе с оставшимися на ней моряками...Шторм не дал шансов на спасение никому. Трагическая гибель К-8  стала первой потерей советского атомного флота.
Всего погибли 52, спаслись 73 человека. Комиссия заявила, что авария вызвана исключительно "техническими причинами". Действия экипажа признаны верными. Погибший командир АПЛК-8 Всеволод Бессонов был удостоен звания Героя Советского Союза, награждены были и другие члены экипажа. Лодка не была поднята. Экипаж АПЛ К-8  сделал главное — предотвратил возможность  ядерной катастрофы. Сегодня К-8, с четырьмя ядерными торпедами на борту, всё ещё лежит  на дне,  в 490 км северо-западнее Испании, вблизи берегов старой Европы.   Радиационный фон местности не превышает обычный уровень.

Годы забвения.

Любые подробности о трагедии и подвиге экипажа долгие годы хранились под грифом «секретно», и только после гибели АПЛ «Комсомолец» в 1989 году, через 19 лет, стали появляться первые упоминания и о АПЛК-8. Вроде бы время холодной войны минуло, но 12 августа 2000 года мир потрясла трагедия, произошедшая с АПРК «Курск», который входил в состав 7 дивизии СФ атомных подводных лодок (Видяево, Мурманской обл.)Эта трагедия привлекла внимание и к старым страницам истории, и стало возможным вспомнить о том, что произошло в 70 годах, в годы холодной войны. К этому моменту об истории с АПЛ К-8 знал только узкий круг военных и часть родственников семей офицеров. Семьи погибших подводников оставались в неведении, смирившиеся с неизвестностью. Только в семейном кругу вспоминали они своих близких. А что может быть хуже неизвестности? Трагедия обрастала домыслами, слухами и легендами, которые придумывали сами люди.  Проходят годы, но боль утраты не уходит из сердец  близких вместе с досадой и горечью. Многие факты и живые свидетели говорят о заурядном человеческом бездушии.

Икона «Спасающая-на-море» путешествующая.

 Спустя год после трагической гибели  АПРК «Курск» в Ара-губу (Видяево, Мурманская обл.), где  он базировался, из Ярославля была передана икона «Спасающая-на-море». На иконе изображена Божья Матерь, стоящая в бушующем море, с воздетыми руками. По обеим сторонам покровители моряков Андрей Первозванный и Николай Чудотворец. Внизу ангелы укладывают венок славы на воду, а под ним, на дне, 118 свечей в виде контура субмарины. Столько подводников погибло на АПРК «Курск» 12 августа 2000 года. Икона «Спасающая-на-море» доступна не    всем желающим, так как она постоянно находится на закрытой базе в Ара-губе в Видяево.

По просьбе ветеранов-подводников  для Санкт-Петербурга на собственные средства почти через 10 лет был выполнен список иконы «Спасающая-на-море», по благословению Владыки Симона Мурманского и Мончегорского.  Икона освящена в Видяево, после этого побывала на базах Северного флота  Видяево, Полярный,  Гаджиево,  Североморск,  Западная Лица, Гремиха, была в точке гибели АПРК «Курск».

И, в отличие от первой иконы, которая постоянно хранится в закрытой базе у причала, от которого уходил АПРК «Курск», список иконы подводники назвали «Спасающая-на-море» путешествующая. Она явилась частицей Севера, она стала единственно доступной для всех, кто хотел бы помолиться о упокоении и о здравии моряков подводников.  Она принимает участие во всех траурных и торжественных мероприятиях, посвященным  и другим подводным лодкам, погибшим в годы холодной войны.  Неизменно  после мероприятий икона возвращается в Санкт-Петербург. Икона  «Спасающая-на-море» путешествующая объединила трагедии и родственников погибших экипажей в мирное время. Каждый может подойти к иконе.

Благодаря иконе «Спасающая-на-море» путешествующая, которую привезла в Гремиху на 40-летие трагедии АПЛ К-8 Русина Марина Анатольевна, заместитель адмирала Кузнецова М.Ю. из общества ветеранов-подводников 7 дивизии СФ, пересеклись пути её и вдовы капитана 3 ранга АПЛ К-8  В.Г. Хаславского -Тамары Николаевны. У Хаславской  много лет хранились фотографии из личных дел и  адреса погибших подводников АПЛ К-8, и она  передала  данные по погибшим подводникам Русиной М.А. для  поиска их семей.

Вахта памяти.

Вскоре,  на Морской конференции,  Русина М.А. имела мужество поднять вопрос  о,  как будто навсегда уже забытой, АПЛК-8.  Подвиг экипажа К-8 оставался неизвестным.  Не было даже попытки сделать хоть что-то для увековечивания  этих людей, жизнь отдавших служению своей Родине. Это выступление тогда не оставило никого равнодушным в зале и имело отклик в душах подводников.

Общество ветеранов-подводников 7 дивизии СФ атомных подводных лодок под руководством адмирала Кузнецова М.Ю.  совместно с Университетом  морского и речного флота имени адмирала Макарова приняли решение восстановить историческую справедливость  и привезти на малую родину каждого погибшего матроса капсулу с морской водой, для символического захоронения, и увековечить память о героях. Лодку поднять почти с 5-километровой глубины невозможно.  Торговый флот всегда был рядом с Военно- Морским флотом, поэтому, по просьбе военных, выпускниками Морской академии, теперь Университета,  на  проходящих через точку гибели АПЛ К-8 судах, сделан забор морской воды, о чем есть записи в судовых журналах.

 Университетом  морского и речного флота имени адмирала Макарова проводится большая работа по патриотическому воспитанию молодежи в Санкт-Петербурге.  Это очень актуально в наши дни. Русина М.А. является доцентом кафедры «Радиосвязь на морском флоте» факультета «Навигации и связи» Университета. В Университете, под  её руководством, из курсантов:  Алтунин  А.,  Новак Ю., Низамов Р., Гольцов Д., Чумаченко А. создалась группа « Вахта памяти». Началась настоящая поисковая исследовательская работа. С помощью «Вахты памяти» проведено уже 12мероприятий по увековечиванию памяти  подводников, открываются мемориальные доски и доставляются капсулы с морской водой на малую родину каждого из погибших героев. Университет всесторонне поддерживает и оказывает различную помощь «Вахте памяти».

На каждое такое мероприятие  из Санкт-Петербурга привозят и икону «Спасающая-на-море»путешествующая. Она  провезена по городам Челябинск, Курган, Куртамыш, когда была на самом первом  Дне памяти Печерских Юрия в апреле 2012 г., семью которого искали целый год. И еще год готовились к этому мероприятию.  Потом,  через полгода, икона побывала в Сибири, в Кемерово, Киселевске, на Дне памяти Фрешера Константина, весной 2013 в городе Белая Церковь (Украина), где проходил День памяти Мищенко Виктора, через месяц в  Кирове (Урал) на Дне памяти Шишаева Александра.  Летом в Шиморском  Нижегородской области увековечили память  Астахова Виктора, осенью в Иван-городе, побратиме  Нарвы (Эстония) -Комкова Николая. Там тоже была эта икона.  В 2014 году Дни памяти идут один за другим. Тула, Донской - День памяти Машуты  Юрия, Тверь, Осташков, Нилова пустынь - День памяти Кулакова Анатолия, Великий Новгород, пос. Пролетарий – День памяти Кульша  Александра, г. Озёры, Московской обл.- День памяти   Панькова Евгения, д.Гоцк, Белоруссия- День памяти Ермаковича Павла, д.Вознесенка, Новосибирск-День памяти Чекмарева Леонида. И везде икона «Спасающая-на-море» путешествующая сопровождала капсулу с морской водой.

В сентябре запланировано сразу три Дня памяти –в Новомосковске, в Гаврильске, Воронежской области, и Орехово-Зуеве  для Фролова В.Ф., Бурцева Н.С., Девяткина В.Н.

Работа по поиску принимает все больший масштаб, все больше людей узнают о трагедии  и вовлекаются в  эту деятельность. К поисковой работе подключаются и родственники ранее найденных матросов. Общая работа объединила людей, заставила переосмыслить масштабность трагедии.  При обращении в администрации на малой родине героев, неизменна поддержка  местной власти. Общество ветеранов-подводников  сплотило родственников погибших матросов в одну большую семью. Кто может, стали помогать в поисковой работе, и результаты этой помощи налицо. Огромную работу проводит  сестра погибшего ст. матроса Фрешера К. Князева Э.Г., которая взяла на себя обработку информации. Создан Общественный совет родственников «Памяти экипажа АПЛ К-8». С каждым проведенным мероприятием расширяется круг общения родственников. Если бы не все эти люди, не собрать воедино разрозненный материал, так как с момента трагедии прошло уже 44 года.

Ветераны-подводники приравнивают к героям, солдатам и матросам Великой Отечественной войны экипаж АПЛ К-8. А сами подводники считали, что  просто выполняли свой долг. Наша же задача - отдать дань памяти погибшим, чтобы не только мы, но и следующие  поколения знали их. Герои - они рядом.

Закрытым Указом Президиума СССР  от 26 июня 1970 года орденом Красной Звезды награждены все оставшиеся в живых офицеры  и все погибшие  из экипажа АПЛ К-8. Оставшихся в живых матросов наградили медалью Ушакова.  Командиру  В. Бессонову  посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Но, если живые получили свои награды, то у погибших они остались только на бумаге.   Остались неполученными своевременно ордена Красной Звезды. Некоторые семьи получили  только орденские книжки, но и они  вручены не всем родственникам  погибших. Единственная мать погибшего ст. матроса Фрешера К. после многократных, в течение 23 лет, обращений в военкомат, в 1993 году,  получила на руки и орден и орденскую книжку. Даже в семье командира, Героя Советского Союза, нет ни Звезды Героя, ни даже орденской книжки…

Огромная благодарность от нас всех,  лично Марине Анатольевне Русиной, за ее работу, за целеустремленность, руководству и курсантам Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова, Обществу ветеранов-подводников  7 дивизии СФ, всем администрациям на малой родине погибших моряков  за неравнодушие, за возвращенную память о наших погибших братьях, за возможность  приоткрыть неизвестную страницу истории, хранящуюся под грифом «секретно».

 

Общественный совет родственников «Памяти экипажа АПЛ К-8»

 

Просмотров: 1085 | Добавил: gavrschool | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]